Согласно «Стратегии развития пенсионной
системы», утвержденной
Кабинетом министров Украины 15 декабря 2005 года, в Украине в 2009 году
планировалось внедрение обязательных взносов в накопительную систему
пенсионного обеспечения. Аргументом в пользу
такого решения послужило то, что уже сейчас пенсионеры составляют более
30% населения.
Действительно, старение населения
(за счет сокращения рождаемости и увеличения продолжительности жизни) наблюдается сейчас во всем мире. Но
первыми оно затронуло наиболее экономически
развитые страны. Демографический кризис стал серьезным вызовом для солидарной
системы пенсионного обеспечения:
пенсионные фонды оказались перед угрозой все возрастающего дефицита
средств.
В чем же суть пенсионной проблемы? Почему
надежды на государственные
пенсии не имеют под собой экономических оснований,
а ожидания того, что о нас позаботятся политики опасно, прежде всего,
для нас самих.
Начнем с истории. Многие столетия, а может,
и тысячелетия заботу о стариках брали на себя их дети и внуки. Семьи тогда были большие - по 6-7 и более детей.
Конечно, и тогда было не просто прокормить стариков, которые, кстати говоря, ни
о каком отдыхе не помышляли, а трудились на
семью до последнего вздоха. Но, на 15-20 взрослых здоровых людей - двое
стариков не так уж много.
Однако время шло, семьи сократились, старики стали жить отдельно, а богатство общества увеличилось. Тогда
возникла гуманная идея - возложить
заботу о пожилых людях на общество, то
есть, заставляя всех трудоспособных платить понемногу и обеспечить,
таким образом, всем старикам финансовый источник достойного существования. Так возникли пенсии, а стариков стали называть пенсионерами.
Пенсионная идея понравилась всем.
Государство берет на себя
заботу, как о детях, так и о стариках: первых учит бесплатно, а вторых содержит
материально в пенсионном возрасте. В XX веке эта система работала неплохо.
Рождаемость в европейских странах была высокая. Число работающих намного превышало число пенсионеров.
Особенно благоприятная ситуация сложилась в конце 60-х — начале 70-х годов. После Второй мировой войны
рождаемость достигла высоких
показателей, возник демографический взрыв или, как говорят в Европе и США, беби-бум. Беби-бумеры начали трудовую
деятельность в конце 60-х. Здоровое многочисленное поколение могло без проблем кормить довоенное поколение, которое
вынесло на себе все тяготы самой разрушительной войны и голодоморов. В Украине это было, пожалуй, самое малочисленное поколение.
В 60-е - 80-е годы прошлого века
пенсионерами в СССР были люди, которые родились до октябрьской революции и в первые годы
Советской власти. Этих людей без особых проблем могла содержать пенсионная система
СССР, в которую производились мизерные отчисления с заработной платы работающих. Этот
пенсионный рай был характерен не только для СССР. Богатые и благополучные европейские
страны щедро раздавали
пенсионерам дополнительные средства.
Однако солидарная пенсионная система сыграла злую шутку с теми, кто ее так любил. Постепенно люди
сообразили, что рожать детей нет больше смысла, так как их финансовое благополучие зависит не от детей, а от
правительства. Тогда, в 60-е - 80-е годы XX века были заложены основы нынешнего демографического
кризиса. Чрезмерное привлечение женщин в общественное
производство и бизнес привело к беспрецедентному снижению рождаемости.
Демографические проблемы остро проявили себя
в 90-х, когда прирост
трудоспособного населения начал снижаться.
Рис 1. Естественный прирост населения,
на 1000 жителей.
В Украине, по мнению экспертов,
количество населения трудоспособного
возраста начнет снижаться после 2015 года. Работоспособное население с 22,4
млн. человек в 2007 году снизится до 14,4 млн. чел. в 2040 году.
Количество пенсионеров будет расти опережающими темпами. Уже к 2025 году у нас на руках
окажутся миллионы беби-бумеров старше
семидесяти, не имеющих денег, не располагающих
временем и нуждающихся в самом серьезном медицинском уходе.
Соотношение количества пенсионеров к
количеству людей, которые делают отчисления в пенсионный фонд, (коэффициент системной зависимости) возрастет с 0,9
до 1,39. Другими словами, 100 работающих будут содержать 139 пенсионеров.
Это очень грустная перспектива для
работающих: каждый должен будет работать на себя и, кроме того, делать отчисления для покрытия 100% пенсии
одного пенсионера и еще почти 40% пенсии другого.
Реформа предполагает сосуществование
трех уровней пенсионного обеспечения: обязательного солидарного, обязательного
накопительного и добровольного накопительного.
Первый уровень - это старая добрая
солидарная система, когда обязательные взносы работающих граждан перечисляются
в государственный пенсионный
фонд. Третий уровень добровольные взносы
работающих в негосударственные пенсионные фонды.
Нововведение - второй уровень
(постепенно или сразу, частично или даже полностью заменяющий первый и оказывающийся, по
сути, основным) в виде обязательных накопительных взносов. Поручить взимать их
можно по малайскому примеру государственному фонду или же нескольким негосударственным
фондам, если хочется обеспечить конкуренцию в целях эффективного распоряжения собранными
средствами. Обычно предусматривается не разовая, а поэтапная выплата вышедшему на пенсию работнику накопленной
им суммы с правом наследования родственниками остатков на счету.
Основные цели пенсионных реформ:
•
снижение дотаций государства на покрытие дефицита
пенсионных систем;
•
обеспечение
финансовой стабильности пенсионной
системы в связи со
старением населения;
•
снижение
налогового давления на
трудоспособное
население.
Едва ли не главным фактором, вызывающим необходимость радикальной пенсионной реформы, обычно называют демографический. Такую парадигму задал опубликованный в 1994
году отчет Всемирного банка (ВБ) «Предотвращение кризиса глобального старения: политика защиты старости и содействие экономическому росту». Описав проблемы,
с которыми сталкиваются солидарные системы, банк изложил политические рекомендации по решению этих проблем, сводящиеся к необходимости глобального перехода от
солидарной системы к накопительной. С
тех пор не одно правительство,
приступая к реформированию пенсионной системы, использовало этот отчет
как инструкцию.
Уже в 2004-2005 годах начался
массовый уход на заслуженный отдых поколения
«бэби-бумеров» - людей, родившихся в
первые годы после Второй мировой войны.
Конечно же,
западноевропейские государства обязаны были искать ответ на демографический
вызов. И их правительства в полный голос говорят о
необходимости пенсионной реформы, однако
подразумевают под ней не переход от солидарной системы к
накопительной, а параметрическую реформу солидарной системы. Еще
в декабре 2001 года лидеры стран ЕС договорились
добиться увеличения на пять лет среднего возраста выхода на пенсию. (Табл.1)
Таблица 1. Повышение возраста выхода
на пенсию в некоторых
странах.
Страна
|
Повышение
пенсионного возраста
|
Греция
|
С 58 до 65 лет
|
Дания
|
Постепенно с 65 до 67 лет
|
Португалия
|
До 65 лет
|
Словакия
|
До 62 лет
|
США
|
С 65 до 67 лет
|
Турция
|
До 65 лет
|
Венгрия
|
Постепенно
с 55 у женщин и с 60 лет у мужчин до 63 лет
|
Япония
|
С 65 до 70 лет
|
Французов
и немцев, итальянцев и испанцев, американцев и японцев
помимо повышения пенсионного возраста пугает перспектива
уменьшения размеров пенсий.
Власти
разъясняют следующее: граждане, которые желают
обеспечить себе более высокие доходы в старости, могут делать дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды или приобретать накопительные программы в страховых компаниях.
Что же касается претензий к радикальной реформе, то они
шокируют своей очевидностью. Переход от солидарной системы накопительной
означает, что в пенсионную систему нужно вложитъ дополнительные
средства, соответствующие сумме для целого поколения. Иными словами, если
нынешнее
поколение кормит предыдущее (по солидарной системе), а следующее поколение
не станет кормить нынешнее, а будет лишь откладывать деньги на собственную
пенсию (по накопительной системе), то кто же будет кормить нынешнее поколение
сорокалетних, когда оно достигнет пенсионного возраста? Ответ один
- государство, которое должно или изъять средства из госбюджета, или
влезть в долги. А поскольку особого рвения в этом ни одно правительство
проявлять не захочет, то размер пенсий для нынешнего поколения
оказывается под особой угрозой.
Выходит, что в
случае проведения радикальной реформы пенсионная система, и без того
испытывающая все возрастающие финансовые трудности вследствие
демографического кризиса, подвергается намного более суровому
испытанию. Причем на демографический вызов, как таковой, радикальная реформа
никак не отвечает.
Действительно, если проблема в том, что продолжительность
жизни возрастает, то, чтобы сохранить нынешний размер пенсий, необходимо,
либо увеличить возраст выхода на пенсию, либо повысить размер пенсионных
взносов
независимо от того, солидарная это система или накопительная.
|