Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 01:17

КУРГАНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пенсионное обеспечение


Согласно «Стратегии развития пенсионной системы», утвержденной Кабинетом министров Украины 15 декабря 2005 года, в Украине в 2009 году планировалось внедрение обязательных взносов в накопительную систему пенсионного обеспечения. Аргументом в пользу такого решения послужило то, что уже сейчас пенсионеры составляют более 30% населения.

Действительно, старение населения (за счет сокращения рождаемости и увеличения продолжительности жизни) наблюдается сейчас во всем мире. Но первыми оно затронуло наиболее экономически развитые страны. Демографический кризис стал серьезным вызовом для солидарной системы пенсионного обеспечения: пенсионные фонды оказались перед угрозой все возрастающего дефицита средств.

В чем же суть пенсионной проблемы? Почему надежды на государственные пенсии не имеют под собой экономических оснований, а ожидания того, что о нас позаботятся политики опасно, прежде всего, для нас самих.

Начнем с истории. Многие столетия, а может, и тысячелетия заботу о стариках брали на себя их дети и внуки. Семьи тогда были большие - по 6-7 и более детей. Конечно, и тогда было не просто прокормить стариков, которые, кстати говоря, ни о каком отдыхе не помышляли, а трудились на семью до последнего вздоха. Но, на 15-20 взрослых здоровых людей - двое стариков не так уж много.

Однако время шло, семьи сократились, старики стали жить отдельно, а богатство общества увеличилось. Тогда возникла гуманная идея - возложить заботу о пожилых людях на общество, то есть, заставляя всех трудоспособных платить понемногу и обеспечить, таким образом, всем старикам финансовый источник достойного существования. Так возникли пенсии, а стариков стали называть пенсионерами.

Пенсионная идея понравилась всем. Государство берет на себя заботу, как о детях, так и о стариках: первых учит бесплатно, а вторых содержит материально в пенсионном возрасте. В XX веке эта система работала неплохо. Рождаемость в европейских странах была высокая. Число работающих намного превышало число пенсионеров.

Особенно благоприятная ситуация сложилась в конце 60-х — начале 70-х годов. После Второй мировой войны рождаемость достигла высоких показателей, возник демографический взрыв или, как говорят в Европе и США, беби-бум. Беби-бумеры начали трудовую деятельность в конце 60-х. Здоровое многочисленное поколение могло без проблем кормить довоенное поколение, которое вынесло на себе все тяготы самой разрушительной войны и голодоморов. В Украине это было, пожалуй, самое малочисленное поколение.

В 60-е - 80-е годы прошлого века пенсионерами в СССР были люди, которые родились до октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Этих людей без особых проблем могла содержать пенсионная система СССР, в которую производились мизерные отчисления с заработной платы работающих. Этот пенсионный рай был характерен не только для СССР. Богатые и благополучные европейские страны щедро раздавали пенсионерам дополнительные средства.

Однако солидарная пенсионная система сыграла злую шутку с теми, кто ее так любил. Постепенно люди сообразили, что рожать детей нет больше смысла, так как их финансовое благополучие зависит не от детей, а от правительства. Тогда, в 60-е - 80-е годы XX века были заложены основы нынешнего демографического кризиса. Чрезмерное привлечение женщин в общественное производство и бизнес привело к беспрецедентному снижению рождаемости.

Демографические проблемы остро проявили себя в 90-х, когда прирост трудоспособного населения начал снижаться.


Рис 1. Естественный прирост населения, на 1000 жителей.


В Украине, по мнению экспертов, количество населения трудоспособного возраста начнет снижаться после 2015 года. Работоспособное население с 22,4 млн. человек в 2007 году снизится до 14,4 млн. чел. в 2040 году.

Количество пенсионеров будет расти опережающими темпами. Уже к 2025 году у нас на руках окажутся миллионы беби-бумеров старше семидесяти, не имеющих денег, не располагающих временем и нуждающихся в самом серьезном медицинском уходе.

Соотношение количества пенсионеров к количеству людей, которые делают отчисления в пенсионный фонд, (коэффициент системной зависимости) возрастет с 0,9 до 1,39. Другими словами, 100 работающих будут содержать 139 пенсионеров.

Это очень грустная перспектива для работающих: каждый должен будет работать на себя и, кроме того, делать отчисления для покрытия 100% пенсии одного пенсионера и еще почти 40% пенсии другого.

Реформа предполагает сосуществование трех уровней пенсионного обеспечения: обязательного солидарного, обязательного накопительного и добровольного накопительного.

Первый уровень - это старая добрая солидарная система, когда обязательные взносы работающих граждан перечисляются в   государственный   пенсионный   фонд.   Третий   уровень добровольные   взносы   работающих   в   негосударственные пенсионные фонды.

Нововведение - второй уровень (постепенно или сразу, частично или даже полностью заменяющий первый и оказывающийся, по сути, основным) в виде обязательных накопительных взносов. Поручить взимать их можно по малайскому примеру государственному фонду или же нескольким негосударственным фондам, если хочется обеспечить конкуренцию в целях эффективного распоряжения собранными средствами. Обычно предусматривается не разовая, а поэтапная выплата вышедшему на пенсию работнику накопленной им суммы с правом наследования родственниками остатков на счету.

Основные цели пенсионных реформ:

     снижение дотаций государства на покрытие дефицита
пенсионных систем;

     обеспечение   финансовой   стабильности   пенсионной
системы в связи со старением населения;

     снижение  налогового  давления  на  трудоспособное

          население.

Едва ли не главным фактором, вызывающим необходимость радикальной пенсионной реформы, обычно называют демографический. Такую парадигму задал опубликованный в 1994 году отчет Всемирного банка (ВБ) «Предотвращение кризиса глобального старения: политика защиты старости и содействие экономическому росту». Описав проблемы, с которыми сталкиваются солидарные системы, банк изложил политические рекомендации по решению этих проблем, сводящиеся к необходимости глобального перехода от солидарной системы к накопительной. С тех пор не одно правительство, приступая к реформированию пенсионной системы, использовало этот отчет как инструкцию.

Уже в 2004-2005 годах начался массовый уход на заслуженный отдых поколения «бэби-бумеров» - людей, родившихся в первые годы после Второй мировой войны.

Конечно же, западноевропейские государства обязаны были искать ответ на демографический вызов. И их правительства в полный голос говорят о необходимости пенсионной реформы, однако подразумевают под ней не переход от солидарной системы к накопительной, а параметрическую реформу солидарной системы. Еще в декабре 2001 года лидеры стран ЕС договорились добиться увеличения на пять лет среднего возраста выхода на пенсию. (Табл.1)

Таблица 1. Повышение возраста выхода на пенсию в некоторых странах.


Страна

Повышение пенсионного возраста

Греция

С 58 до 65 лет

Дания

Постепенно с 65 до 67 лет

Португалия

До 65 лет

Словакия

До 62 лет

США

С 65 до 67 лет

Турция

До 65 лет

Венгрия

Постепенно с 55 у женщин и с 60 лет у мужчин до 63 лет

Япония

С 65 до 70 лет

Французов и немцев, итальянцев и испанцев, американцев и японцев помимо повышения пенсионного возраста пугает перспектива уменьшения размеров пенсий.

Власти разъясняют следующее: граждане, которые желают обеспечить себе более высокие доходы в старости, могут делать дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды или приобретать накопительные программы в страховых компаниях.

Что же касается претензий к радикальной реформе, то они шокируют своей очевидностью. Переход от солидарной системы накопительной означает, что в пенсионную систему нужно вложитъ дополнительные средства, соответствующие сумме для целого поколения. Иными словами, если нынешнее

поколение кормит предыдущее (по солидарной системе), а следующее поколение не станет кормить нынешнее, а будет лишь откладывать деньги на собственную пенсию (по накопительной системе), то кто же будет кормить нынешнее поколение сорокалетних, когда оно достигнет пенсионного возраста? Ответ один - государство, которое должно или изъять средства из госбюджета, или влезть в долги. А поскольку особого рвения в этом ни одно правительство проявлять не захочет, то размер пенсий для нынешнего поколения оказывается под особой угрозой.

Выходит, что в случае проведения радикальной реформы пенсионная система, и без того испытывающая все возрастающие финансовые трудности вследствие демографического кризиса, подвергается намного более суровому испытанию. Причем на демографический вызов, как таковой, радикальная реформа никак не отвечает.

Действительно, если проблема в том, что продолжительность жизни возрастает, то, чтобы сохранить нынешний размер пенсий, необходимо, либо увеличить возраст выхода на пенсию, либо повысить размер пенсионных взносов независимо от того, солидарная это система или накопительная.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz